Тестер форсунок — микротестер (далее ТФ) предназначен для проведения диагностических работ:
• Просмотр значений внутренних переменных
• Просмотр значений АЦП
• Просмотр кодов неисправностей
• Стирание кодов неисправностей
• Управление исполнительными механизмами
• Проведения теста топливной системы (форсунки на баланс)
• Проведения теста системы зажигания (на пропуски в системе зажигания)
Для систем управления двигателем с распределенным впрыском топлива и контроллерами Bosch M1.5.4 и Январь-5 как с датчиком кислорода, так и без него. Проведения теста топливной системы в полуавтоматическом режиме (обязательно подключение тестера у линии диагностики).
Проведения теста форсунок в автономном режиме для всех типов контроллеров (связь с ЭБУ не обязательна).
ТФ имеет пять режимов работы: режим отображения значений внутренних переменных ЭБУ, Режим отображения состояния АЦП, режим отображения и сброса кодов неисправностей ЭБУ с текстовой расшифровкой кода ошибки, режим управления исполнительными механизмами ЭБУ, режим теста форсунок. В автономном режиме доступен только режим теста форсу-нок. Переключение между режимами осуществляется нажатием кнопки «Режим». Режим «автономный» включается при помощи аппаратной кнопки до включения прибора в рабрту.
Режим просмотра внутренних переменных ЭБУ:
В принципе здесь все стандартно и не особенно отличается от любого другого анологичного скантестера. Все это верно и для режима просмотра каналов АЦП. В режиме отображения значений внутренних переменных «БК» показывает в режиме реального времени следующие переменные:
- Идентификатор ПО ЭБУ;
- Положение дроссельной заслонки (в процентах);
- Температура охлаждающей жидкости (в градусах);
- Обороты двигателя (в числе оборотов в минуту);
- Желаемые обороты холостого хода (в числе оборотов в минуту);
- Угол опережения зажигания (в градусах);
- Скорость автомобиля (в километрах в час);
- Текущее положение регулятора холостого хода (в числе шагов);
- Желаемое положение регулятора холостого хода (в числе шагов);
- Коэффициент коррекции времени впрыска;
- Напряжение на датчике кислорода для двигателя с датчиком кислорода (в воль-тах);
- Коэффициент коррекции СО для двигателя без датчика кислорода;
- соотношение воздух/топливо для двигателя с датчиком кислорода;
- Напряжение бортовой сети (в вольтах);
- Длительность импульса впрыска (в миллисекундах);
- Цикловый расход топлива (в миллиграммах на такт);
- Массовый расход воздуха (в килограммах в час);
- Часовой расход топлива (в литрах в час);
- Путевой расход топлива (в литрах на 100 километров).
- Путевой расход топлива выводится только при движении автомобиля;
- Признак обнаружения детонации (да/нет);
- Признак блокировки топливоподачи (да/нет);
- Признак холостого хода (да/нет);
- Признак мощностного обогащения (да/нет);
Перебор отображаемых параметров осуществляется кнопками "Влево" и "Вправо".
Режим просмотра и стирания кодов неисправностей ЭБУ:
В режиме отображения кодов неисправностей ТФ в цикле считывает из блока управле-ния коды неисправностей и отображает на дисплее их число. Если кодов неисправностей нет, то доступна только кнопка «Режим», при нажатии на которую происходит выход из режима отображения кодов неисправностей. Если коды неисправностей есть, то для их просмотра необходимо нажать кнопки «Влево» или «Вправо». Для выхода из режима отобра-жения кодов неисправностей без их очистки необходимо нажать кнопку «Режим». Для сти-рания кодов неисправностей необходимо нажать кнопку «Ввод» (только при индикации чис-ла неиправностей) и удерживать ее не менее 1,5 секунд. В этом случае ТФ сотрет коды неисправностей в ЭБУ и вновь считает их (после стирания должно быть считано 0 неис-правностей). Коды неисправностей отображаются по стандарту SAE J2012 и дается тексто-вая расшифровка в виде бегущей строки. Если встречается ошибка расшифровки которой нет в базе выдается сообщение «NO ID ERROR».
Режим управления исполнительными механизмами ЭБУ
В режиме управления исполнительными механизмами доступны следующие исполнительные механизмы и внутренние переменные ЭБУ:
- Лампа Check Engine;
- Реле вентилятора системы охлаждения двигателя;
- Реле управления бензонасосом;
- Катушка зажигания 1 (1 и 4 цилиндры);
- Катушка зажигания 2 (2 и 3 цилиндры);
- Форсунка 1;
- Форсунка 2;
- Форсунка 3;
- Форсунка 4;
- Коэффициент коррекции СО для двигателя без датчика кислорода;
- Обороты холостого хода;
- Положение регулятора холостого хода.
Пролистывание исполнительных механизмов осуществляется кнопками «Влево» и «Впра-во». При этом для каждого механизма отображается его текущее состояние (кроме катушек зажигания и форсунок). Для перехода к управлению текущим исполнительным механизмом необходимо нажать кнопку «Выбор». После этого возможно изменить состояние исполни-тельного механизма однократным нажатием или нажатием и удержанием кнопок «Влево» и «Вправо». Изменение состояния исполнительного механизма индицируется символом ‘*’ в первой позиции дисплея. Для возврата управления исполнительным механизмом ЭБУ необхо-димо вновь нажать кнопку «Выбор».
Примечание 1: При управлении каким-либо исполнительным механизмом со стороны диагно-стического оборудования ЭБУ лишается возможности управления этим исполнительным меха-низмом. Поэтому после перехода к управлению исполнительным механизмом (символ ‘*’ в первой позиции дисплея) невозможно переключиться на другой режим, пока управление не будет возвращено ЭБУ повторным нажатием кнопки «Выбор».
Примечание 2: Реле управления бензонасосом доступно только при включенном зажигании и не работающем двигателе. При нажатии на кнопку «Влево» бензонасос выключается, при нажатии на кнопку «Вправо» бензонасос включается. Если управление бензонасосом невоз-можно, вместо состояния бензонасоса выводятся прочерки.
Примечание 3: Катушки зажигания доступны только при включенном зажигании и не рабо-тающем двигателе. При нажатии на кнопку «Выбор» на катушку зажигания будет выдано 20 импульсов длительностью 5 мсек с паузой 5 мсек. Работа катушки зажигания индицируется символами ‘***’ и звуковым сигналом.
Примечание 4: Форсунки доступны только при включенном зажигании и не работающем дви-гателе. При нажатии на кнопку «Выбор» на форсунку будет выдан импульс длительностью 2 мсек. Работа форсунки индицируется символами ‘***’ и звуковым сигналом.
Для блоков управления с одновременным впрыском доступен только параметр «Форсунка 1». При нажатии на кнопку «Выбор» для параметра «Форсунка 1» импульс будет выдан одновре-менно на форсунки всех цилиндров.
Для блоков управления с попарно-параллельным впрыском доступны только параметры «Фор-сунка 1» и «Форсунка 2». При нажатии на кнопку «Выбор» для параметра «Форсунка 1» им-пульс будет выдан на форсунки 1 и 4 цилиндров. При нажатии на кнопку «Выбор» для па-раметра «Форсунка 2» импульс будет выдан на форсунки 2 и 3 цилиндров.
Для блоков управления с фазированным впрыском доступны все форсунки.
Примечание 5: Изменение коэффициента коррекции СО возможно только двигателях без дат-чика кислорода и прошивках, допускающих отсутствие СО-потенциометра (например M1V13R55, M1V13R59, M1V13R61). При нажатии на кнопку «Влево» коэффициент коррекции СО уменьшается (на 0.003 для однократного нажатия и на 0.019 для удержания кнопки), при нажатии на кнопку «Вправо» коэффициент коррекции СО увеличивается (на 0.003 для одно-кратного нажатия и на 0.019 для удержания кнопки). Максимальному обеднению смеси со-ответсвует коэффициент коррекции СО –0.25, максимальному обогащению смеси соответст-вует коэффициент коррекции СО +0.25. Сохранение измененного значения в памяти ЭБУ происходит при нажатии на кнопку «Выбор» и возможно только при отключенном СО-потенциометре.
Примечание 6: При управлении положением регулятора холостого хода нажатие на кнопку «Влево» уменьшает его текущее положение (на 1 для однократного нажатия и на 5 для удержания кнопки), нажатие на кнопку «Вправо» увеличивает его текущее положение (на 1 для однократного нажатия и на 5 для удержания кнопки).
Примечание 7: При управлении оборотами холостого хода нажатие на кнопку «Влево» уменьшает значение желаемых оборотов (на 10 для однократного нажатия и на 50 для удержания кнопки), нажатие на кнопку «Вправо» увеличивает значение желаемых оборотов (на 10 для однократного нажатия и на 50 для удержания кнопки). Управление происходит значением желаемых оборотов Х.Х., а на дисплее отражается текущее значение оборотов Х.Х. В связи с этим возможна задержка в установке оборотов (двигателю необходимо не-которое время на то, чтобы желаемые обороты стали текущими).
Режим тестера форсунок:
В данном режиме возможно формирование импульсов управления форсунками и выключе-ние при помощи аппаратных кнопок форсунок из работы.
Для выполнения теста необходимо подключить прибор в разрыв жгута форсунок и к диагностическому разъему.
Доступно 3 режима теста:
1. 200 импульсов по 2 мс
2. 100 импульсов по 4 мс
3. 2 импульса по 200 мс.
Изменение режима теста осуществляется однократным нажатием кнопок «Влево» и «Вправо». Для выбора режима теста необходимо нажать кнопку «Выбор». Полуавтоматический тест доступен для ЭБУ семейства Bosch M1.5.4 и Январь 5. Сна-чала переключателем на панели ТФ необходимо выбрать тестируемую форсунку. Для на-чала теста необходимо нажать кнопку «Вправо». Для выхода в предыдущее меню необ-ходимо нажать кнопку «Влево».
• На 5 сек включается бензонасос
• Пауза 10 секунд
• Формирование импульсов на форсунки
• Пауза 2,5 секунды
• Тест закончен — можно повторить с другой форсункой нажав кнопку «Вправо» или выйти из режима нажав кнопку «Влево».
Автономный тест для всех других типов ЭБУ — формирование только импульсов управ-ления на форсунки. Для начала теста необходимо нажать кнопку «Вправо». Для выхода в предыдущее меню необходимо нажать кнопку «Влево». Режим автономного теста включается кнопкой на панели прибора перед подачей питания. В этом режиме досту-пен только тест форсунок.
Краткое описание схемы :
Формирователь сигнала «Сброс».
Для надежного запуска микроконтроллера после подачи напряжения питания и бло-кировки работы микроконтроллера при понижении напряжения питания в схеме тестера применена микросхема супервизора напряжения питания КР1171СП42 (DA1), удерживающая своем выходе уровень логического нуля при напряжении питания меньшем 4.2В. Задержку перехода выхода в состояние логической единицы после установки напряжения питания выше 4.2В обеспечивает конденсатор C2.
В крайнем случае данную микросхему можно не ставить вообще. Формировать сиг-нал сброса будет RC цепочка R1-C2. Желательно при этом увеличить емкость C2 до 1 мкФ, и параллельно резистору R1 поставить диод типа КД510 — КД522 катодом на "+” источника питания. Но при этом будут возможны случаи зависания прибора при провалах питания.
Выбор ЖК индикатора.
Для отображения информации служит двухстрочный 16-ти символьный русифици-рованный ЖК индикатор со светодиодной подсветкой (DD3) с соблюдением следующих требований:
- контроллер ЖКИ совместимый с KS0066;
- русифицированный;
- 2 строки 16 символов.
Схема питания Тестера
Тестер форсунок питается от бортовой сети автомобиля, в которой возможны значи-тельные броски питания и помехи. Для исключения неблагоприятных факторов пред-назначен ряд дополнительных элементов, которые в принципе можно и не ставить, ес-ли Вам не дорога Ваша Атмелка и не нужна стабильная работа. ;-)
Схема генерации звука.
Для подтверждения нажатия кнопок и смены режима служит схема генерации звука (DD1-2, VT4 и BQ2). Основным элементом схемы является пьезоэлектрический излуча-тель звука HPM14AX фирмы JL-World. Его особенностью является встроенный генера-тор на частоту 3500 — 4000 Гц, поэтому для генерации звука на него достаточно подать напряжение питания (12 вольт). Подача напряжения питания на излучатель осуществ-ляется через транзистор VT4. Так как ток, протекающий через излучатель, составляет примерно 40 — 50 мА, то транзистор должен допускать ток коллектора не менее 50 мА. Данный излучатель может быть заменен на HPM14A, HPM24A, HPM24AX и аналогич-ные с напряжением питания не менее 12В.
Схема сопряжения с диагностическим интерфейсом ISO9141
(K-Line).
Преобразование сигналов из ТТЛ уровней в уровни сигналов диагностической линии (K-Line) осуществляет SLD микросхемой MC33199. В случае необходимости можно заменить на любую известную схему K-Line интерфейса.
Скачать прошивку
|