В своей практике в качестве силовых трансформаторов я всегда применял только тороиды. Но однажды настал в жизни момент, когда понадобился выходной трансформатор звука. И не один, а два, причем совсем одинаковые. Стал вопрос о железе. Перелопатив на помойке в интернете кучу инфы, решил для себя, что ПЛ-железо самое то, а для получения близких по параметрам сердечников нужно располовинить ШЛ-железо. Для этих целей в хозяйстве нашелся ОСМ-250, половинка которого изображена на картинке 1. К нему сразу была изготовлена стяжка — полоса металла, к которой приварены шпильки М6.

 Железо:

Каркас для трансформатора — это не сложно

 

 

 Из чего делать каркас? Ясно же, что из текстолита. Где его брать? Можно, конечно, и в магазине, но только мне для этого надо съездить в другой город. Зато родные и близкие пачками приносят на разборку старую радиоаппаратуру (надо только клич кинуть правильно). Одним словом, материал выбран.

Материал для каркаса:

Каркас для трансформатора — это не сложно

 

 

 Далее становится вопрос о разметке каркаса. Оказалось, здесь не все так просто. Для этих целей существуют разные программы. Я их тоже посмотрел. Одни хорошо считают, но не рисуют, другие рисуют, но некорректно считают. И ни одной я не нашел, что бы напечатала в размер. Может, искал плохо. Пошел, как Ленин, другим путем. Взял старую добрую линейку, штангенциркуль и произвел замеры сердечника. Потом открыл старый добрый Спринт Лэй и нарисовал вручную вертикальные стенки каркаса. Хочу обратить Ваше внимание на то, что нужно учесть толщину текстолита и зазор для установки стяжки. Каркас должен быть с таким внутренним сечением, что бы свободно мог надеваться на железо, а так же две половинки не должны мешать друг другу. Толщину линии в программе ставлю 0,3 мм.

Чертеж вертикальных стенок:

Каркас для трансформатора — это не сложно

 

 

 После того, как принтер все красиво напечатал, беру канцелярский нож, металлическую линейку и вырезаю напечатанное так, что бы оставалась видна линия. Потом, при доработке напильником, по этой линии хорошо ориентироваться для придания заготовкам достаточной точности. Остается вырезать по размеру текстолитовые заготовки, приклеить к ним то, что вырезал из бумаги и доработать напильником. После этого при помощи надфиля подгоняю стенки друг к другу и маркирую.

 Размер горизонтальных щечек определяю после того, как подогнана и собрана основа каркаса. Здесь уже программа не нужна — достаточно штангенциркуля. Для установки выводных клемм со стороны, где «наружу», добавляю порядка 7мм. Выпиливаю заготовки, дорабатываю напильником, собираю каркас.

Собранный каркас:

Каркас для трансформатора — это не сложно

 

 

 На собранном каркасе скругляю напильником острые грани, что бы провод не ломался, и ложу один слой бумажного (малярного) скотча. Красота!

 Следующий шаг — намотка провода и установка клемм. Или наоборот. В моем случае обмотки секционированы и выводов много. Куда какой выйдет — я заранее затруднялся определить, поэтому сначала намотал, потом установил клеммы. Не принципиально.

 Вопрос про клеммы интересный. В качестве них можно применить опять-таки что угодно. Пока я чесал репу на предмет, что же выбрать мне, глаз упал на шасси от старого телевизора. А на нем блоки СКД и СКВ. И блоки эти держатся на штырьках. Вот и решение вопроса. Забегая вперед, скажу, что очень красивое решение. Ну как же себя не похвалить!

 

Штырьки:

Каркас для трансформатора — это не сложно

 

 

 Итак, выпаиваю штырьки. Их диаметр 1,5 мм, и главная ценность в том, что есть буртик. Размечаю и сверлю отверстия для штырьков сверлом диаметром тоже 1,5 мм. С внутренней стороны сверлом 3 мм вручную аккуратненько, без фанатизма, делаю конусообразное углубление. Можно не делать, но с ним лучше. Еще нужен упор. Без него никак. Мне под руки попался какой-то стерженек, в котором я доработал отверстие 1,8 мм. Но лучше 1,6 мм. Далее сам процесс: вставляю штырек паяной стороной наружу, внутри бокорезами откусываю лишнее, оставляя 1 -1,5 мм хвостик. Зажимаю упор в тиски, на него надеваю неоткусанную часть штырька и дюбкой маленького молоточка тоже аккуратненько, без фанатизма приклепываю откусанный огрызок. Приклепанный материал красиво укладывается в раззенкованное расширение, сверху остается маленький латунный бугорок, который абсолютно не мешает. Или не остается.

Хотите - верьте, хотите — нет, на установку 28 штырьков ушло минут 15 – 20.

 

Схема установки штырька:

Каркас для трансформатора — это не сложно

 

 

 Данный способ не претендует на эксклюзивность и тем более не тянет на изобретение. Наверное, и технологией это назвать сложно, однако какие-нибудь идеи кому-нибудь обязательно пригодятся, натолкнут на другие технические решения, кто-нибудь в своей практике применит этот или подобный метод целиком или какую-то его часть. Буду рад, если от этого материала кому-нибудь будет польза.

 

Готовое изделие:

Каркас для трансформатора — это не сложно



Обновления

Сообщения ФорумаОтветов
3D Модели для Авто0
Бакометр 2335
Touch Start-Stop Engine.587
Кодграберр17
Исправляем AVR фьюзы при помощ …109
Бакометр - измеритель остатка…4
IR конструктор на PIC12F62977
Универсальное зарядное устройство103
бaкoмeтр1974
Двунаправленный автомобильный…2
Программатор GENIUS G8401
Светодиодный тахометр34
Индикаторы ГРИ ИН1 - ИН141
Multiprog1
Управляющая программа LED CUB959
Универсальное зарядное устройство9
Изготовлю печатные платы29
Простой автоматический выключа…25