ЭБУ ВАЗ M73 с микроконтроллером ST10F273 ремонт, переделка в инженерный блок

 В электронных блоках управления М73 ВАЗ (ЭБУ) применяются микроконтроллеры ST10F273. Но в продаже их нет, можно заменить на ST10F276 который стоит 4$ на алиэкспресс, а ST10F273 почему то намного дорожеST10F276 в отличии от ST10F273 имеет большую память т.е. он не хуже чем ST10F273 и отлично подходит для замены.

 

Для упрощения диагностики были обозначены основные элементы и точки диагностики:


ЭБУ ВАЗ M73 с микроконтроллером ST10F273 ремонт, переделка в инженерный блок

 


 

 Зеленым обозначен транзистор и резистор управления вентилятором применяется на Калине и Приоре.


 Основные неисправности М73:

1) Основная микросхема которая управляет большинством железа в машине - TLE6240. Если не работает: Главное реле, форсунки, бензонасос … то причиной может быть эта микросхема или диоды рядом с ней (два диода). На выходе TLE6240 минус, к примеру на катушку Главное реле приходит +12В , а минус подает TLE6240.

2) При проблемах с регулятором холостого хода РХХ - TLE4729, это микросхема управляет шаговым двигателем.

3) Питание обеспечивает микросхема TLE4471 +5В контрольный точки обозначены на плате. Обратите внимание, что на схеме три микросхемы по питанию, по факту в М73 одна TLE4471, а в Январь 7,2+ еще TDA3664.

4) Варистор на плате один и бывает замыкает накоротко +/-12В в следствии перенапряжения по питанию ЭБУ.

5) Транзисторы и шунты, рядом с ними, бывают выгорают (зачастую на 16 клапанных двигателях) , визуально может и не видно быть. 

6) Если контроллер не выходит на связь по линии диагностики то причиной может быть - L9637 драйвер K-line или кварц (в случае если контроллер вообще не подает признаков жизни).

7) Самая неприятная неисправность - залило блок Тосолом (он же Антифриз), частое явление на авто Калина: в следствии чего замыкают дорожки, разъедает Тосол пятаки,дорожки и проникает во все труднодоступные щели. Выход - промывка платы в растворе соды с дистиллированной водой, в идеале в ультразвуковой ванне. Желательно удалить с платы кварц и микроконтроллер с платы перед купанием в ультразвуковой ванне . От процедуры промывки зависит будет ли оставшийся Тосол и дальше разъедать плату или нет. Процедуру нужно повторить несколько раз, желательно искупать еще и в спирту, а дальше тщательная сушка.


Плата 16клап. М73 :

 

ЭБУ ВАЗ M73 с микроконтроллером ST10F273 ремонт, переделка в инженерный блок


 Плата Январь 7,2+ :


ЭБУ ВАЗ M73 с микроконтроллером ST10F273 ремонт, переделка в инженерный блок

 

Январь 7,2+ отличается от М73 - конфигурацией резисторов вокруг контроллера, наличием стабилизатора напряжения TDA3664, памятью M95080. 


Описание контактов ЭБУ :


зелёным цветом обозначены контакты, используемые в системах с 2-мя ДК (Euro III)
Красным цветом обозначены контакты, используемые в 16 кл системах 21124


Соединение

1

21114 - Не используется /21124 - Катушка зажигания 2 цилиндра.

2

21114 - Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. /21124 - Катушка зажигания 3 цилиндра.

3

Масса цепи зажигания

4

21114 - Не используется /21124 - Катушка зажигания 4 цилиндра.

5

21114 - Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. /21124 - Катушка зажигания 1 цилиндра.

6

Форсунка 2. Активный уровень низкий

7

Форсунка 3. Активный уровень низкий

8

Выход на тахометр.

9

Не используется

10

Сигнал расхода топлива

11

Не используется

12

АКБ, клемма 30 замка зажигания.

13

Питание. Клемма 15 замка зажигания

14

Главное реле

15

Контакт "А" ДПКВ

16

ДПДЗ

17

Масса ДПДЗ /Масса ДПДЗ, ДНД

18

Вход - датчик кислорода

19

Вход - датчик детонации

20

Масса датчика детонации

21

Не используется

22

Не используется

23

Не используется

24

Не используется

25

Только для Bosch - сильноточный выход, резерв

26

Только для Bosch - сильноточный выход, резерв

27

Форсунка 1. Активный уровень низкий

28

Не используется /Выход управления нагревателя ДК2 

29

Не используется /Выход управления вентилятора охлаждения двигателя 2

30

Не используется

31

Лампа СЕ, акт. уровень низкий

32

Питание ДПДЗ /Питание ДПДЗ, ДНД

33

Питание ДМРВ

34

Вход ДПКВ, контакт "В"

35

Масса ДТОЖ /Масса ДТОЖ, ДМРВ, 1 ДК (УДК), 2 ДК (ДДК)

36

Масса ДМРВ

37

Вход сигнала с ДМРВ

38

Не используется

39

Вход сигнала с ДТОЖ

40

Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха

41

Не используется

42

Не используется /Вход сигнала ДНД

43

Не используется

44

Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле

45

Выход питания датчика фаз

46

Выход управления клапаном продувки адсорбера

47

Форсунка 4. Активный уровень низкий

48

Выход управления нагревателем датчика кислорода

49

Не используется

50

Выход управления дополнительным реле стартера

51

Масса контроллера

52

Не используется

53

Масса контроллера

54

Не используется

55

Не используется /Вход сигнала ДК2 (ДДК)

56

Не используется

57

Вход кодирования вариантов калибровочных данных. В памяти контроллера может находиться 2 набора калибровочных данных, переключение производится замыканием на массу. 

58

Не используется

59

Датчик скорости

60

Не используется

61

Масса выходных каскадов

62

Не используется

63

Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле

64

Выход "D" РХХ

65

Выход "C" РХХ

66

Выход "B" РХХ

67

Выход "A" РХХ

68

Выход управления реле вентилятора охлаждения двигателя, акт. уровень - низкий

69

Выход управления реле кондиционера, акт. уровень - низкий

70

Выход управления реле бензонасоса, акт. уровень - низкий

71

K-Line

72

Не используется

73

Не используется

74

Не используется

75

Вход запроса на включение кондиционера, акт. уровень - высокий

76

Вход запроса усилителя руля, акт. уровень - высокий

77

Не используется

78

Не используется

79

Вход сигнала датчика фаз

80

Масса выходных каскадов

81

Не используется

 

 

 В дополнение можно отметить, что ST10F273 является микроконтроллером MCU - Micro Controller Unit (см. даташит), а не процессором. То, что он сложнее чем микроконтроллер PIC12F675 не делает его процессором. Убедится можно на офф. сайте или на Википедии где есть даже примеры фирм производителей микроконтроллеров куда и входит STM, а также можно посмотреть что производит фирма STM и там нет процессоров.  К примеру Intell (офф. сайт)  (Википедия) выпускает процессоры, она четко пишет что у них процессоры, а не микроконтроллеры. Почему в быту все говорят на микроконтроллер процессор - так всем проще видимо.

 

 Что нужно чтоб получился с М73 инженерный блок? Нужна микросхема и прошивка. Микросхема это ключ уникальный DS2401 ее нужно впаять в ЭБУ , а прошивку нужно купить, гуглим J73S.

 

Если у вас Январь 7,2+ то его можно переделать в М73 (перепаять конфигурационные резисторы).


Внимание остерегайтесь подделок:


 

 

ЭБУ ВАЗ M73 с микроконтроллером ST10F273 ремонт, переделка в инженерный блок

 

 

Было заказано 3шт 276 контроллера и все  три с одинаковым браком: при подаче питания короткое замыкание


 

Скачать [66,64 Kb] (cкачиваний: 258) даташит на ST10F273 и ST10F276

 

Скачать [77,93 Kb] (cкачиваний: 342) схему в P-CAD ЭБУ М73


Скачать [146,9 Kb] (cкачиваний: 500) схема в формате .pdf 



Обновления

Сообщения ФорумаОтветов
3D Модели для Авто0
Бакометр 2335
Touch Start-Stop Engine.587
Кодграберр17
Исправляем AVR фьюзы при помощ …109
Бакометр - измеритель остатка…4
IR конструктор на PIC12F62977
Универсальное зарядное устройство103
бaкoмeтр1974
Двунаправленный автомобильный…2
Программатор GENIUS G8401
Светодиодный тахометр34
Индикаторы ГРИ ИН1 - ИН141
Multiprog1
Управляющая программа LED CUB959
Универсальное зарядное устройство9
Изготовлю печатные платы29
Простой автоматический выключа…25