В электронных блоках управления М73 ВАЗ (ЭБУ) применяются микроконтроллеры ST10F273. Но в продаже их нет, можно заменить на ST10F276 который стоит 4$ на алиэкспресс, а ST10F273 почему то намного дороже. ST10F276 в отличии от ST10F273 имеет большую память т.е. он не хуже чем ST10F273 и отлично подходит для замены.
Для упрощения диагностики были обозначены основные элементы и точки диагностики:
Зеленым обозначен транзистор и резистор управления вентилятором применяется на Калине и Приоре.
Основные неисправности М73:
1) Основная микросхема которая управляет большинством железа в машине - TLE6240. Если не работает: Главное реле, форсунки, бензонасос … то причиной может быть эта микросхема или диоды рядом с ней (два диода). На выходе TLE6240 минус, к примеру на катушку Главное реле приходит +12В , а минус подает TLE6240.
2) При проблемах с регулятором холостого хода РХХ - TLE4729, это микросхема управляет шаговым двигателем.
3) Питание обеспечивает микросхема TLE4471 +5В контрольный точки обозначены на плате. Обратите внимание, что на схеме три микросхемы по питанию, по факту в М73 одна TLE4471, а в Январь 7,2+ еще TDA3664.
4) Варистор на плате один и бывает замыкает накоротко +/-12В в следствии перенапряжения по питанию ЭБУ.
5) Транзисторы и шунты, рядом с ними, бывают выгорают (зачастую на 16 клапанных двигателях) , визуально может и не видно быть.
6) Если контроллер не выходит на связь по линии диагностики то причиной может быть - L9637 драйвер K-line или кварц (в случае если контроллер вообще не подает признаков жизни).
7) Самая неприятная неисправность - залило блок Тосолом (он же Антифриз), частое явление на авто Калина: в следствии чего замыкают дорожки, разъедает Тосол пятаки,дорожки и проникает во все труднодоступные щели. Выход - промывка платы в растворе соды с дистиллированной водой, в идеале в ультразвуковой ванне. Желательно удалить с платы кварц и микроконтроллер с платы перед купанием в ультразвуковой ванне . От процедуры промывки зависит будет ли оставшийся Тосол и дальше разъедать плату или нет. Процедуру нужно повторить несколько раз, желательно искупать еще и в спирту, а дальше тщательная сушка.
Плата 16клап. М73 :
Плата Январь 7,2+ :
Январь 7,2+ отличается от М73 - конфигурацией резисторов вокруг контроллера, наличием стабилизатора напряжения TDA3664, памятью M95080.
Описание контактов ЭБУ :
зелёным цветом обозначены контакты, используемые в системах с 2-мя ДК (Euro
III)
Красным
цветом обозначены контакты, используемые в 16 кл системах 21124
№ |
Соединение |
1 |
21114 - Не используется /21124 - Катушка зажигания 2 цилиндра. |
2 |
21114 - Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой
катушки зажигания, акт. уровень низкий. /21124 - Катушка зажигания 3 цилиндра. |
3 |
Масса цепи зажигания |
4 |
21114 - Не используется /21124 - Катушка зажигания 4 цилиндра. |
5 |
21114 - Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой
катушки зажигания, акт. уровень низкий. /21124 - Катушка зажигания 1 цилиндра. |
6 |
Форсунка 2. Активный уровень низкий |
7 |
Форсунка 3. Активный уровень низкий |
8 |
Выход на тахометр. |
9 |
Не используется |
10 |
Сигнал расхода топлива |
11 |
Не используется |
12 |
АКБ, клемма 30 замка зажигания. |
13 |
Питание. Клемма 15 замка зажигания |
14 |
Главное реле |
15 |
Контакт "А" ДПКВ |
16 |
ДПДЗ |
17 |
Масса ДПДЗ /Масса ДПДЗ, ДНД
|
18 |
Вход - датчик кислорода |
19 |
Вход - датчик детонации |
20 |
Масса датчика детонации |
21 |
Не используется |
22 |
Не используется |
23 |
Не используется |
24 |
Не используется |
25 |
Только для Bosch - сильноточный выход, резерв |
26 |
Только для Bosch - сильноточный выход, резерв |
27 |
Форсунка 1. Активный уровень низкий |
28 |
Не используется /Выход управления нагревателя ДК2 |
29 |
Не используется /Выход управления вентилятора охлаждения двигателя 2 |
30 |
Не используется |
31 |
Лампа СЕ, акт. уровень низкий |
32 |
Питание ДПДЗ /Питание ДПДЗ, ДНД |
33 |
Питание ДМРВ |
34 |
Вход ДПКВ, контакт "В" |
35 |
Масса ДТОЖ /Масса ДТОЖ, ДМРВ, 1 ДК (УДК), 2 ДК (ДДК) |
36 |
Масса ДМРВ |
37
|
Вход сигнала с ДМРВ |
38 |
Не используется |
39 |
Вход сигнала с ДТОЖ |
40 |
Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха |
41 |
Не используется |
42 |
Не используется /Вход сигнала ДНД |
43 |
Не используется |
44 |
Вход напряжения бортовой сети на выходе главного
реле |
45 |
Выход питания датчика фаз |
46 |
Выход управления клапаном продувки адсорбера |
47 |
Форсунка 4. Активный уровень низкий |
48 |
Выход управления нагревателем датчика кислорода |
49 |
Не используется |
50 |
Выход управления дополнительным реле стартера |
51 |
Масса контроллера |
52 |
Не используется |
53 |
Масса контроллера |
54 |
Не используется |
55 |
Не используется /Вход сигнала ДК2 (ДДК) |
56 |
Не используется
|
57 |
Вход кодирования вариантов
калибровочных данных. В памяти контроллера может находиться 2 набора
калибровочных данных, переключение производится замыканием на массу. |
58 |
Не используется |
59 |
Датчик скорости |
60 |
Не используется |
61 |
Масса выходных каскадов |
62 |
Не используется |
63 |
Вход напряжения бортовой сети на выходе главного
реле |
64 |
Выход "D" РХХ |
65 |
Выход "C" РХХ |
66 |
Выход "B" РХХ |
67 |
Выход "A" РХХ |
68 |
Выход управления реле вентилятора охлаждения
двигателя, акт. уровень - низкий |
69 |
Выход управления реле кондиционера, акт. уровень -
низкий |
70 |
Выход управления реле бензонасоса, акт. уровень -
низкий |
71 |
K-Line |
72 |
Не используется |
73 |
Не используется |
74 |
Не используется |
75 |
Вход запроса на включение
кондиционера, акт. уровень - высокий
|
76 |
Вход запроса усилителя руля, акт.
уровень - высокий |
77 |
Не используется |
78 |
Не используется |
79 |
Вход сигнала датчика фаз |
80 |
Масса выходных каскадов |
81 |
Не используется |
В дополнение можно отметить, что ST10F273 является микроконтроллером MCU - Micro Controller Unit (см. даташит), а не процессором. То, что он сложнее чем микроконтроллер PIC12F675 не делает его процессором. Убедится можно на офф. сайте или на Википедии где есть даже примеры фирм производителей микроконтроллеров куда и входит STM, а также можно посмотреть что производит фирма STM и там нет процессоров. К примеру Intell (офф. сайт) (Википедия) выпускает процессоры, она четко пишет что у них процессоры, а не микроконтроллеры. Почему в быту все говорят на микроконтроллер процессор - так всем проще видимо.
Что нужно чтоб получился с М73 инженерный блок? Нужна микросхема и прошивка. Микросхема это ключ уникальный DS2401 ее нужно впаять в ЭБУ , а прошивку нужно купить, гуглим J73S.
Если у вас Январь 7,2+ то его можно переделать в М73 (перепаять конфигурационные резисторы).
Внимание остерегайтесь подделок:
Было заказано 3шт 276 контроллера и все три с одинаковым браком: при подаче питания короткое замыкание
Скачать [66,64 Kb] (cкачиваний: 258) даташит на ST10F273 и ST10F276
Скачать [77,93 Kb] (cкачиваний: 342) схему в P-CAD ЭБУ М73
Скачать [146,9 Kb] (cкачиваний: 500) схема в формате .pdf
|