На свой Ваз ГБО я
установил давно, и все это время отслеживал уровень газа «по одометру». Иногда
приходилось открывать багажник и поглядывать на стрелку. Но хотелось чтобы все
было по человечески. Машина у меня карбюраторная, а ГБО второго поколения. На
рынке существует много различных индикаторов уровня газа выполненных в виде
ряда светодиодов. У товарища такой стоит. Мне он показался малоинформативным, и
я решил собрать адаптер, который позволял бы синхронно отображать уровень газа
на бензиновом индикаторе уровня топлива.
На рынке существует два типа датчиков уровня
газа, которые устанавливаться на мультиклапан:
- выход в виде изменяющегося сопротивления
(двухпроводной)
- выход в виде изменяющегося напряжения
(трехпроводной) WPGH-1
Расскажу про оба по порядку.
Если хотите использовать первый тип датчика
(резистивный), то потребуется доработка самого датчика, плюс стрелка на
приборной панели будет двигаться рывками (скачкообразно).
Про доработку (на примере ВАЗ 2107) Первый
вариант.
1.Узнаем сопротивление бензинового
датчика при пустом (330 Ом ), пол бака (135 Ом) и полном баке (15 Ом).
2.Далее аккуратно разбираем датчик и
смотрим, сколько впаяно с обратной стороны резисторов (у меня 11)
3.Следующее что нужно сделать, это
разбить два участка шкалы на ровные участки и посчитать сопротивления
резисторов. Делается это так: первый участок 15 ом — 135 ом, второй участок 135
ом — 330 ом. (135 Ом — 15 Ом )/5 (промежуточных значений) = 120/5=24 Ом.
Получается шаг резистора 24 Ом, начиная с 15 Ом.
Вторая половина шкалы
считается аналогично первой: 330 Ом — 135 Ом / 5 (промежуточных
значений)=195/5=39 Ом. Шаг резистора 39 Ом.
4.Выпаиваем резисторы из датчика и
впаиваем резисторы нужных нам значений (24 Ом и 39 Ом)
5.Хочу обратить внимание на то, что
значение номиналов резисторов могут отличаться в каждом конкретном случае
(разные сопротивления обмоток ДУТ, разные сопротивления бензиновых датчиков)
Данный расчет производился для Ваз 2107 (карб.)
6.Подключается данный датчик вместо
бензинового между контактом «Т» и массой.
Второй вариант с использованием датчика WPGH-1 который
выдает напряжение от 0В до 5В.
Схема адаптера работает следующим
образом:
При включении зажигания на контакт +12 В
податься питание, при этом стабилизатор Q1 преобразует бортовое
напряжение в +5В (существуют датчики с питающим напряжением 12в) и питает
датчик WPGH-1. В зависимости от угла поворота стрелки, датчик выдает постоянное
напряжение от 0 до 5в, которое через подстрочный резистор R1 подается на
базу биполярного транзистора кт815. Транзистор своим открытием, а точнее изменением
сопротивления перехода К-Э меняет силу тока в индикаторе на приборной панели и
тем самым отклоняет стрелку. Для предотвращения «болтанки» стрелки на приборке,
между коллектором и эмиттером транзистора Q2 включен сглаживающий
электролитический конденсатор на 4400 мкф на 35 В. Его величина подбирается
опытным путем. Подстрочные резисторы R1 и R2 служат для точной установки стрелки индикатора в
крайние положения.
Для автомобиля ваз 2107 схема подключается
следующим образом:
«W» - контакт который идет на лампу остатка топлива
(с него берётся +12 В)
«Т» - контакт идет на стрелочный указатель на
приборке.
Если будет использоваться LPG сенсор с питанием от 12В, то элементы С1, С2, Q1 из схемы можно
исключить и подать питание с точки «W» на датчик напрямую. Так же при желании можно сделать
переключение между датчиками (газ/бензин). При переключении на газ на газовый
клапан подается питание, он открывается
и вместе с ним срабатывает реле которое переключает датчик с бензинового на
газовый.
Настройка заключается в установке резисторами R1 и R2 стрелки в
крайних положениях.
Используемые элементы:
Транзистор КТ815 с любой буквой, можно использовать
аналог BD135
Подстрочные резисторы любые (лучше много
оборотистые)
Реле любое на 12В
Конденсатор электролитический на рабочее
напряжение не ниже 25В
Стабилизатор на 5В (если требует датчик) можно
брать на 100 мА.
С1,С2 керамические на 50В.
|