Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу
предложить Вашему вниманию простое, но очень полезное на мой взгляд устройство.
Идея его создания вынашивалась у меня давно. По роду своей профессии мне
приходится резать автомобильные провода, и бывает, что выгоревший переключатель
оборотов отопителя или сгнивший блок резисторов полечить весьма проблематично.
Если завод-изготовитель применил электронный вариант регулировки, то вылетевший
блок стоит недешево, да и алгоритм работы различных устройств климат-контроля
по моему субъективному мнению далеко не совершенен. Для чего, скажите, там
энергонезависимая память? Меня всегда достает, когда включаешь зажигание
что-нибудь протестить, и ни с того ни с сего начинает работать вентилятор, а
если еще и АКБ при этом разряжена (технику просто так в ремонт не отдают), то
вообще красота. Но это, повторюсь, мое субъективное мнение. Итак, решено.
Создаем свой вариант. Технические условия следующие:
1. Простота.
2. Недороговизна.
3. Доступность элементной базы.
4. Никакой энергонезависимой памяти.
5. Включить простым поворотом регулятора.
6. Выключить, повернув регулятор в обратную
сторону или нажав кнопку.
7. Видеть глазами ступень регулировки (для
блондинок и не только).
Почему на энкодере? Думаю, про качество
контакта ползунка потенциометра не надо объяснять, да и 21-й Век за окном.
Итак, схема работает следующим образом: порт В3 — аппаратный ШИМ. По
входу INT организовано прерывание. Порт А4 –
кнопка, при нажатии которой ШИМ обнуляется. Программа составлена так, что импульсы на выходе контроллера ступенчато и
равномерно увеличивают длительность от нуля и почти до максимума за 10 щелчков энкодера. Мне показалось это
оптимальным вариантом в плане пользования и удобно выводить на циферки. Если
крутить обратно, импульсы таким же образом укорачиваются, а что бы зря не
простаивала кнопка, она задействована для того, что бы выключить мотор одним
движением. Каждый режим отображается соответствующей цифрой на индикаторе, но
так как на нем нет цифры 10, горит 9 с точкой. Ну извините…
Обобщим алгоритм работы: Включили зажигание — на индикаторе 0.
Покрутили вправо — мотор включился, обороты увеличили до нужного значения.
Покрутили влево — обороты уменьшили, можно опять до 0. Нажали кнопку или
выключили зажигание — все обнулили. Можем при этом смотреть на циферки и
радоваться. Ура.а.а.а…
Схема:
Схема вариант 2:
О
деталях. Энкодер без
опознавательных знаков, был куплен у любителей риса за пару $ пол-литровая
банка, за один полный оборот он делает 10 щелчков. Я думаю, не принципиально,
какой применить, работать будет любой, лишь бы пользоваться было удобно.
Драйвер полевика был бессовестно слизан где-то в нете, хоть расстреляйте — не
смогу вспомнить где. Прошу понять и простить…
Полевик был выпаян с дохлой материнки. Если кто захочет применить
устройство в грузовике, не забудьте, что там на борту 28 вольт, нужен полевик
на большее напряжение. Контроллер применен такой, потому что он у меня был. В
качестве частотозадающего элемента установлен керамический резонатор,
купленный у китайцев (без них совсем пропадем)
за пару $ пол-ведра. Конденсатор С7
припаян прямо к ножкам контроллера со стороны печатных проводников. Программа
написана на Бейсике, исходник прилагается.
Исполнение. Первый и пока единственный экземпляр было
решено изготовить и установить в Пассат В3, принадлежащий соавтору софта для
контроллера очаровательной блондинке Валентине. Задача стояла ничего не
поломать и обойтись минимальным вмешательством в штатную электропроводку.
Свободного места на панели практически нет, поэтому пришлось поизвращаться и
втиснуть энкодер с индикатором в корпус штатной заглушки. Со схемой управления,
поместившейся в корпус от мобильной зарядки,
все это соединяется шлейфом, позаимствованным с платы кинескопа бывшего
монитора. Ну а драйвер с полевиком пришлось щемить в блок
штатных резисторов, который стоит в продуваемом канале возле моторчика. С одной
стороны это удобно, т.к. туда приходят все силовые провода (ток потребления
двигателя 10 Ампер на максимальных оборотах). С другой стороны в процессе
мекетирования и наладки устройства с реальным моторчиком довольно ощутимо
грелся диод D1, после чего он был заменен на подвернувшийся FR607. Одним проводком все это
соединено с блоком управления, из которого выходят еще два проводка для подачи
питания.
платы
все
не собрано
все
собрано
штатный блок гасящих резисторов
после доработки.
Печатные платы нарисованы вручную. Они
простенькие и индивидуальные для данной модели, поэтому приводить их не вижу
смысла. Ну и результат работы:
регулятор на месте, остальное красиво спрятал
За качество фотографий прошу сильно не
пинать, как смог…
В заключении хочу выразить огромную
благодарность члену семьи (фото 7), оказавшему неоценимую помощь при
изготовлении этого устройства. Помощь выражалась в том, что в подходящий момент
под локоть держащей паяльник руки тыкался мокрый нос, воровалась из-под рук
отвертка, попытка этой отверткой что-то покрутить и многое другое, за что и
была выдана вкуснокосточковая премия.
меня
зовут (прошу не смеяться) Валет.
Ну а теперь можете поругать.
P.S. Четвертый день, полет нормальный!
Скачать [15,75 Kb] (cкачиваний: 1000) прошивку, исходник, печатную плату и схему
Скачать [5,48 Kb] (cкачиваний: 677) прошивку, исходник - версия 2
|