Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу предложить Вашему вниманию простое, но очень полезное на мой взгляд устройство. Идея его создания вынашивалась у меня давно. По роду своей профессии мне приходится резать автомобильные провода, и бывает, что выгоревший переключатель оборотов отопителя или сгнивший блок резисторов полечить весьма проблематично. Если завод-изготовитель применил электронный вариант регулировки, то вылетевший блок стоит недешево, да и алгоритм работы различных устройств климат-контроля по моему субъективному мнению далеко не совершенен. Для чего, скажите, там энергонезависимая память? Меня всегда достает, когда включаешь зажигание что-нибудь протестить, и ни с того ни с сего начинает работать вентилятор, а если еще и АКБ при этом разряжена (технику просто так в ремонт не отдают), то вообще красота. Но это, повторюсь, мое субъективное мнение. Итак, решено. Создаем свой вариант. Технические условия следующие:

1. Простота.

2. Недороговизна.

3. Доступность элементной базы.

4. Никакой энергонезависимой памяти.

5. Включить простым поворотом регулятора.

6. Выключить, повернув регулятор в обратную сторону или нажав кнопку.

7. Видеть глазами ступень регулировки (для блондинок и не только).

Почему на энкодере? Думаю, про качество контакта ползунка потенциометра не надо объяснять, да и 21-й Век за окном. Итак, схема работает следующим образом: порт В3 — аппаратный ШИМ. По входу INT организовано прерывание. Порт А4 – кнопка, при нажатии которой ШИМ обнуляется. Программа составлена так, что импульсы на выходе контроллера ступенчато и равномерно увеличивают длительность от нуля и почти до максимума за 10 щелчков энкодера. Мне показалось это оптимальным вариантом в плане пользования и удобно выводить на циферки. Если крутить обратно, импульсы таким же образом укорачиваются, а что бы зря не простаивала кнопка, она задействована для того, что бы выключить мотор одним движением. Каждый режим отображается соответствующей цифрой на индикаторе, но так как на нем нет цифры 10, горит 9 с точкой. Ну извините…

Обобщим алгоритм работы: Включили зажигание — на индикаторе 0. Покрутили вправо — мотор включился, обороты увеличили до нужного значения. Покрутили влево — обороты уменьшили, можно опять до 0. Нажали кнопку или выключили зажигание — все обнулили. Можем при этом смотреть на циферки и радоваться. Ура.а.а.а…

Схема:

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

Схема вариант 2:

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

О деталях. Энкодер без опознавательных знаков, был куплен у любителей риса за пару $ пол-литровая банка, за один полный оборот он делает 10 щелчков. Я думаю, не принципиально, какой применить, работать будет любой, лишь бы пользоваться было удобно. Драйвер полевика был бессовестно слизан где-то в нете, хоть расстреляйте — не смогу вспомнить где. Прошу понять и простить… Полевик был выпаян с дохлой материнки. Если кто захочет применить устройство в грузовике, не забудьте, что там на борту 28 вольт, нужен полевик на большее напряжение. Контроллер применен такой, потому что он у меня был. В качестве частотозадающего элемента установлен керамический резонатор, купленный у китайцев (без них совсем пропадем) за пару $ пол-ведра. Конденсатор С7 припаян прямо к ножкам контроллера со стороны печатных проводников. Программа написана на Бейсике, исходник прилагается.

Исполнение. Первый и пока единственный экземпляр было решено изготовить и установить в Пассат В3, принадлежащий соавтору софта для контроллера очаровательной блондинке Валентине. Задача стояла ничего не поломать и обойтись минимальным вмешательством в штатную электропроводку. Свободного места на панели практически нет, поэтому пришлось поизвращаться и втиснуть энкодер с индикатором в корпус штатной заглушки. Со схемой управления, поместившейся в корпус от мобильной зарядки, все это соединяется шлейфом, позаимствованным с платы кинескопа бывшего монитора. Ну а драйвер с полевиком пришлось щемить в блок штатных резисторов, который стоит в продуваемом канале возле моторчика. С одной стороны это удобно, т.к. туда приходят все силовые провода (ток потребления двигателя 10 Ампер на максимальных оборотах). С другой стороны в процессе мекетирования и наладки устройства с реальным моторчиком довольно ощутимо грелся диод D1, после чего он был заменен на подвернувшийся FR607. Одним проводком все это соединено с блоком управления, из которого выходят еще два проводка для подачи питания. 

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

платы

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере 

все не собрано

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

 все собрано

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

штатный блок гасящих резисторов

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

после доработки.

 

Печатные платы нарисованы вручную. Они простенькие и индивидуальные для данной модели, поэтому приводить их не вижу смысла. Ну и результат работы:

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

регулятор на месте, остальное красиво спрятал

 

За качество фотографий прошу сильно не пинать, как смог…

В заключении хочу выразить огромную благодарность члену семьи (фото 7), оказавшему неоценимую помощь при изготовлении этого устройства. Помощь выражалась в том, что в подходящий момент под локоть держащей паяльник руки тыкался мокрый нос, воровалась из-под рук отвертка, попытка этой отверткой что-то покрутить и многое другое, за что и была выдана вкуснокосточковая премия.

 

меня зовут (прошу не смеяться) Валет.

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере


 

Ну а теперь можете поругать.

P.S. Четвертый день, полет нормальный!

Скачать [15,75 Kb] (cкачиваний: 1000) прошивку, исходник, печатную плату и схему
Скачать [5,48 Kb] (cкачиваний: 677) прошивку, исходник - версия 2


   
LAZER # 1
 
 
Как по мне транзистор слабоват и диод шотки будет тут лучше смотреться. Кстати какая частота ШИМа?



   
Ingvar # 2
 
 
Частоту не помню, в проге надо смотреть. Подбирал, что бы мотор песню не пел. Транзистор 95 Ампер, пока тянет, а вообще брал первый попавшийся с материнки. Мне на радиорынок в соседний город надо ехать. А еще пристроился к китайским товарищам ходить.


   
ГУБЕРНАТОР # 3
 
 
Проверил работу на макетке, работает четко. Хотел бы добавить о целесообразности Шоттки,в ключевом варианте возможно применить полевик серии IRL,от ног 15 и 16 МК поставил ёмкости 33пф., по питанию всё же лучше применить фильтр с дросселем от помех сети авто, а в общем автору респект!!!


   
Ingvar # 4
 
 
[quote=ГУБЕРНАТОР]Проверил работу на макетке…
Спасибо за рецензию, все замечания принимаю.

Уважаемые коллеги! Мне на почту пришел вопрос, а я не знаю, куда ответ послать. К своему стыду признаю, что плохо пользоваться умею почтой, поэтому прошу извинить, если чего не так. Не постесняйтесь продублировать дилетанту.


   
ГУБЕРНАТОР # 5
 
 
Да, вот хотел попросить организовать eeprom, при выключении запоминает скорость, спасибо.


   
Ingvar # 6
 
 
У меня сначала была идея так сделать, но отказался в пользу простоты. Помогу, но чуть позже. Дома печь делаю. Это в приоритете, ибо холодает. С уважением


   
ГУБЕРНАТОР # 7
 
 
Тогда буду ждать с нетерпением,с уважением Александр.


   
Garik970 # 8
 
 
Не получается скачать - выкидывает на главную. :(


   
Nikolai4 # 9
 
 
Цитата: Garik970
Не получается скачать - выкидывает на главную. :(

проверил, все качает, попробуйте другой браузер


   
Alex842 # 10
 
 
Хм.....надо повторить девайс!!!


   
edunya # 11
 
 
Можно по-проще сделать. На 4011, например.

Nikolai4, а обязательна защита от автобота? Тут же все регистрируются перед комментом.


   
Alex842 # 12
 
 
схему в студию)))


   
edunya # 13
 
 
Тут пару вариантов

http://kazus.ru/forums/showthread.php?t=7274


   
Ingvar # 14
 
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Извиняюсь за долгое отсутствие. Печь построил, сессию сдал,сели мы с блондинкой и состряпали второй вариант прошивки с памятью. Суть проекта: включили первый раз - у нас 0.Накрутили обороты. Нажали кнопку или сняли питание - они выключились, но запомнились, еще раз нажали - достались из памяти и включились и т.д.. В авто я бы это не пихал бы, а вот в агрегат типа сверлилочки было бы в самый раз. И прав Губернатор - фильтр по питанию нужен, ибо бывает, иногда при старте зависает. И от себя: драйвер полевику нужен пограмотней. Чуть не забыл, кнопка - порт А4.

Что-то не разберусь, как файлы прошивки прикрепить…
Проконсультируйте бестолкового!!!


   
ГУБЕРНАТОР # 15
 
 
Ждем прошивку!!!
спасибо!!!


   
Nikolai4 # 16
 
 
Цитата: ГУБЕРНАТОР
Ждем прошивку!!!
спасибо!!!

Прошивка в статье, версия-2


   
fasa164 # 17
 
 
ЗДРАСТВУЙТЕ ИГОРЬ НЕ МОГЛИБЫ ВЫ СДЕЛАТЬ ПРОШИВКУ ЧТОБЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ СРАЗУ ВКЛЮЧАЛСЯ ВЕНТИЛЯТОР И УСТАНАВЛИВАЛАСЬ ТА СКОРОСТЬ КОТОРАЯ БЫЛА ПРИ ВЫКЛЮЧЕНИИ А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ КАК В ВЕРСИИ 2


   
djek # 18
 
 
Работа достойна уважения! Регулятор может найти широкое применение! Есть правда вопросы:
Какая все таки частота ШИМ?
Автор пишет, длительность импульсов увеличивается почти до максимума. Значит на последнем положении ШИМ присутствует?
Не плохо бы сделать,что бы первое положение сразу выдавало 20% мощности, иначе не каждый мотор сможет стартовать.


   
Ingvar # 19
 
 
В исходнике есть строка: hpwm 1,duty,10000. 10000 - это частота в Гц, если верить хелпу компилятора. Подобрана экспериментально и с запасом, т.к. если меньше 2000 - можно брать нотную бумагу. Однако в мелких моторах типа от принтера я пения не наблюдал. Далее. Первый щелчок энкодера - длительность импульса 9,8%, десятый и последний - 98%; терзайте исходник как хотите, только кратность должна быть 25.


   
FreeStrannik # 20
 
 
В печатке ошибка кварц должен быть на 15 и 16 ногах.


   
FreeStrannik # 21
 
 
Испытал на столе завелась с пол оборота спасибо Ingvar вещь нужная!!! Печатку поправил силовую часть разместил на ней же кому если надо сброшу.


   
Ingvar # 22
 
 
У меня в схеме стоит не кварц, а керамический резонатор на трех ножках, средняя у него - корпус, емкости внутри. Тем не менее за ошибку прошу извинения. Я собирал не на этой, а на саморисованной. Изготовил я второе устройство, установил на Спринтер. По питанию поставил фильтр, в качестве драйвера применил IR4427. Полевик почти не греется, хозяин на глюки не жалуется. Если интерес есть, выложу схему.


   
FreeStrannik # 23
 
 
Интерес есть! если не затруднит выложите обновленную схему. Хочу адаптировать схему к блоку управления электро-медогонкой (если разберусь с кодом т.к. сам я прошивки не пишу… sad но постараюсь осилить), Заранее спасибо.


   
Ingvar # 24
 
 
Схему послал. Элементы не подбирал, что стояло, то и оставил, т.к. торопился отдать, микросхему получил на почте и сразу пристегнул вместо транзисторов. Результат весьма радует, за 1,5 месяца интенсивной эксплуатации ни одного нарекания. Код менять не надо, там только драйвер другой, а для медогонки и фильтр наверное не обязателен при наличии нормального питания, обязано все работать. Адаптировать регулятор можно практически в любое устройство, где надо порегулировать обороты постоянного движка.


   
FreeStrannik # 25
 
 
Спасибо за схему, сейчас разбираюсь с кодом, а именно с регулировкой дело в том что мощный двигатель стартует только в третьем положении и это без нагрузки.


   
Roman0912 # 26
 
 
Здравствуйте! А можно продублировать
обновленную схему и прошивку если не не затруднит


   
Nikolai4 # 27
 
 
Цитата: Roman0912
Здравствуйте! А можно продублировать
обновленную схему и прошивку если не не затруднит

в статье, вариант 2


   
sed2951 # 28
 
 
нет ли прошивки для индикаторов с ОА?


   
derric # 29
 
 
мне желательно с ОА,ну пожаааалуйста recourse


   
AleKoval # 30
 
 
Здравствуйте, а можно как-нибудь изменить индикацию на простых светодиодах (может типа полоской) вокруг энкодера, думаю будет и красиво и практично.


Обновления

Сообщения ФорумаОтветов
3D Модели для Авто0
Бакометр 2335
Touch Start-Stop Engine.587
Кодграберр17
Исправляем AVR фьюзы при помощ …109
Бакометр - измеритель остатка…4
IR конструктор на PIC12F62977
Универсальное зарядное устройство103
бaкoмeтр1974
Двунаправленный автомобильный…2
Программатор GENIUS G8401
Светодиодный тахометр34
Индикаторы ГРИ ИН1 - ИН141
Multiprog1
Управляющая программа LED CUB959
Универсальное зарядное устройство9
Изготовлю печатные платы29
Простой автоматический выключа…25