Автомат управления дневными ходовыми огнями

По некоторым оценкам, движение легкового автомобиля с включён­ными фарами заметно повышает pac­ход топлива до 0,5 л на 100 км пройденнoгo пути. Использование так называе­мых дневных ходовых огней (дхо) поз­волит уменьшить указанный дополни­тельный расход топлива и продлить срок службы ламп фар. С учётом требований, предъявляе­мых к ДХО, мной разработано и изго­товлено автоматическое устройство, предназначенное для управления рабо­той имеющихся или дополнительно установленных противотуманных фар белоrо света.

Автомат управления дневными ходовыми огнями

ДХО выполняет следую­щие функции:

плавно включает лампы ДХО при запуске и выключает их при остановке двигателя автомобиля;

отключает лампы дхо при включении фар (габаритных огней);

автоматически определяет режим включения ламп дхо по напряжению аккумуляторной бата­реи и по частоте вращения коленчатого вала двигателя;

предоставляет пользо­вателю возможность выбора одного из четырёх вариантов яркости свечения ламп дхо.

 

Автомат собран на микроконтроллере PIC12F683. В eгo работе использованы модуль ССР (в ШИ режиме), модуль компараторов и внутренний тактовый RC­гeнepaтop на частоту 4 МГц. В состав устройства, помимо микроконтроллера и источника питания с функцией защиты от бросков напряжения и замыкания выхода (F1 VD1 C20 A1 C4 C6), входят оrраничи­тели­ формирователи сигналов с тaxo­метра (R1 VD2 R6 R7 VТ1) и с цепи габа­ритных оrней (A2 A8 C5 VТ2 A9), сдвoeный предварительный усилитель DА2, который управляет работой двух p­ канальных полевых транзисторов VТЗ, VТ4. При повороте ключа в замке зажига­ния в положение "3ажигание" напряже­ние 5 В со стабилизатора DА1 поступает на основные узлы устройства. Предуси­литель DА2 питается непосредственно от аккумуляторной батареи автомобиля через фильтр НЧ А10С7С8 с частотой среза около 280 Гц, который ограничи­вает аварийные броски напряжения питания. Напряжение бортовой сети поступает непосредственно на истоки транзисторов VТ3, VТ4.

 

Для запуска процесса плавного включения ламп желательно выполнение двух условий. На линии GP3 микроконт­роллера  должно присутствовать напряжение, близкое к напряжению eгo питания, что соответствует отключённым габаритным огням автомобиля. Провод с плюсового вывода патрона одной из ламп габаритных огней нужно подклю­чить к контакту 3 разъёма Х1 Напряжение на входе встроенного компаратора (вход CIN+) должно превышать 3,44 В, что соответствует напряжению в бортовой сети автомоби­ля при работающем двигателе и, соответственно, генераторе автомобиля (как правило, 13…13,5 В). Это обес­печивают предварительной регулиров­кой подстроечного резистора А4. Другим условием для работы aвтомата является наличие на линии GP5 микроконтроллера импульсной последовательности, поступающей че­рез ограничитель­ формирователь с контакта 2 разъёма Х 1 . Для этого необ­ходимо проложить провод от тахометра из салона.

 

Частота импульсов должна превышать 16 Гц, что для четырёх такт­нoгo автомобильного двигателя соответствует частоте вращения коленчато­гo вала 480 об/мин­. При использовании импульсноrо сиrнала налаживание, описанное ниже, не обязательно. Если хотя бы одно из условий выпол­нено, программа микроконтроллера начинает процесс плавноrо включения ламп дхо. Лампы питаются импульсами тока, формируемыми микроконтролле­ром. Регулирование яркости свечения ламп происходит путём изменения дли­тельности питающих импульсов (ШИ регyлирование) . Через 1 ,5…2 с после запуска двига­теля автомобиля яркость ламп дхо начинает плавно увеличиваться до уровня, который зависит от положения перемычек (джамперов) 81, 82 на пе­чатной плате автомата. При снятых перемычках яркость свечения ламп достигает примерно 37 % от максимальной. Если установить одну пе­ремычку 81, конечная яркость увеличит­ся до 50 %, а если 82 ­ 75 %. С обеими установленными перемычками яркость ламп ДХО равна 99 % от номинальной. Налаживание автомата состоит из yc­тановки порогового напряжения на линии CIN+ микроконтроллера, которое соответствует работающему двигателю aвтомобиля. Следует помнить, что эту опера­цию необходимо проводить при пол­ностью заряженной аккумуляторной ба­тарее. Провод от тахометра к контакту 2 разъёма Х1 временно отключают. Cначала при остановленном двигателе устанавливают движок подстроечного рези­стора А4 в нижнее по схеме положение.

 

Затем включают зажигание.

 

Если через 1,5…2 с лампы ДХО включатся, заменяют резистор А5 другим, меньшегo сопротивления (вплоть до

2,7 кОм), и снова включают зажигание. Необходимо дoбиться, чтобы после включения зажигания при остановленном двигателе лампы оставались обесточенными. Далее запускают двигатель автомобиля и, понемногу перемещая движок резистора А4 вверх по схеме и не забывая при этом о временной задержке, добиваются включения ламп.

 

Выключают двигатель, и через некоторое время снова включают зажигание. Если лампы ocтаются выключенными, налаживание можно считать законченным. Соединяют провод от тахометра с контактом 2 разъёма Х1 и отпаивают один из выводов резистора А3. Убеждаются, что лампы ДХО включаются при запуске двигателя. После этого отпаянный вывод резистора RЗ припаивают на своё место. На автомобилях с контактным прерывателем с eгo выводом соединяют контакт 2 разъёма Х1 . В этом случае резистор А1 необходимо заменить другим, сопротивлением 120 кОм. Все детали автомата смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Чертёж платы представлен на рис. 2. Она рассчитана на установку в коробку типоразмера G1018, которую можно приобрести в магазине радиодеталей. В качестве разъёма Х1 использован набор из трёх винтовых зажимов серии DG305-5.0, из них два с двумя контактами и один трёхконтактный. Не исключено также применение обычных разъёмов с контактами, рассчитанными на ток не менее 5 А. Подстроечный peзистор импортный, PVC6A102. Транзисторы VТ3, VT4 привинчены непосредственно к плате. Поскольку они работают в переключательном режиме, их перегревания не отмечено, но небольшие теплоотводящие пластины П образной формы, уложенные под головки кpeпёжных винтов, лишними не будут. Перемычка на плате между контактом 6 разъёма Х1 и стоком транзистора VТ4 должна быть сечением не менее 0,5 мм2 .

 

Микросхемы DD1 и DА2 установлены в панели, но для большей надёжности их лучше впаять непосредственно в плату, разумеется, предварительно запрограммировав микроконтроллер. Коробку с платой автомата необходимо защитить от влаги, пыли и грязи липкой лентой (скотчем) и закрепить в подходящем месте под капотом aвтомобиля подальше от двигателя и различных подвижных деталей. Для обеспечения нормальной и безопасной работы автомата провода, по которым течёт ток, питающий лампы, необходимо использовать медные, изолированные, гибкие, сечением не менее 1,5 мм 2 (например МГШВ). В цепи провода питания от батареи аккумуляторов автомобиля к контакту 5 разъёма Х 1 нужно установить автомобильный дepжатель предохранителя FH-501-1 с плавкой вставкой на ток 15 А (на схеме не показана).

 

В тех случаях, когда установка дополнительных ДХО на автомобиль невозможна по тем или иным причинам, придётся в качестве ходовых огней использовать ближний свет фар. Для этогo потребуется дополнить автомат двумя релейными узлами (по одному на каждую фару), собранными по схеме:

Автомат управления дневными ходовыми огнями

Тремя выводами каждый узел подключают к разъёму Х1 автомата, остальные два к имеющейся в автомобиле проводке к фарам. Днём, когда переключатель наружноrо освещения автомобиля обычно находится в положении "Выключено", напряжение с одного из транзисторов автомата через замкнутую пару контактов группы К1.1 обесточенного реле К1 поступает на нить ближнего света фары, что соответствует требованиям дневного движения, в тёмное время водитель включает габаритные огни срабатывает реле К1 и контакты К1.1 отключают нить ближнего света от автомата, при этом фара переходит в ручной режим управления.

 

Наличие диода VD2 даёт возможность водителю при необходимости ненадолго включить дальний свет днём. В этот момент срабатывает реле и отключает на это время нить ближнего света, защищая тем самым лампу фары от выхода из строя из-за перегревания. Второй релейный узел, который будет работать в паре со второй фарой, подключают к её выводам БС и ДС и к контакту 7 разъёма Х1 автомата.

Автомат управления дневными ходовыми огнями

 Скачать [2,53 Kb] (cкачиваний: 524) прошивку и исходник

журнал Радио 2012г №1



   
Broka # 1
 
 
Хорошая схема..


   
16f628 # 2
 
 
Клемма 30 замка зажигания всегда под напряжением, или я ошибаюсь? Если я прав, то 30 клемма равна + аккумулятора, а на схеме они разделены


   
svg67 # 3
 
 
Очень хорошая схема. Но!!! Зачем подавать сигнал с тахометра? Почему нельзя взять сигнал с коробки? Мне, например, совсем не нужно, когда машина стоит на автозапуске и на автопрогреве и включатся ДХО. Можно ли изменить программу, чтобы вместо сигнала с тахометра подавать логический уровень?Хоть 0, хоть 1


   
ogres # 4
 
 
Схема мне нравиться, но включение её, от датчика скорости было бы лучше.


   
Anatol_Bar # 5
 
 
Не правильно Mosfet нарисованы. Сток и исток нужно местами поменять. http://www.irf.com/product-info/datasheets/data/irf4905.pdf


   
yatran # 6
 
 
Всё там правильно.Схема робочая.


Обновления

Сообщения ФорумаОтветов
3D Модели для Авто0
Бакометр 2335
Touch Start-Stop Engine.587
Кодграберр17
Исправляем AVR фьюзы при помощ …109
Бакометр - измеритель остатка…4
IR конструктор на PIC12F62977
Универсальное зарядное устройство103
бaкoмeтр1974
Двунаправленный автомобильный…2
Программатор GENIUS G8401
Светодиодный тахометр34
Индикаторы ГРИ ИН1 - ИН141
Multiprog1
Управляющая программа LED CUB959
Универсальное зарядное устройство9
Изготовлю печатные платы29
Простой автоматический выключа…25