Простое автоматическое устройство, которое включает фары через 10-15 секунд после включения зажигания, и выключает их через 5-10 минут после выключения зажигания.
Первая малая задержка нужна чтобы не нагружать аккумулятор лишним током при запуске двигателя, накачке бензина в инжектор.
Вторая большая задержка нужна чтобы фары не выключались при кратковременных остановках, например, на заправку.
В основе схемы микросхема К561ЛА7 причём вместо нее можно использовать и её аналог К561ЛЕ5. Поскольку все элементы используются только как инверторы никакого значения логика входов не имеет.
Интервалы времени задаются путём ----разрядки конденсатора С1 Здесь необычно для таких схем применён конденсатор большой ёмкости.Сделано это чтобы можно было использовать в RC-цепи резисторы относительно низкого сопротивления, а сама время-задающая цепь работала на относительно высоких токах.
Это имеет вжное значение при работе в автомобиле,где как температура, так влажность может меняться в широких пределах.
Более привычная RC-цепь с мегаомными резисторами может попросту залипнуть из-за того что ток утечки будет больше тока зарядки. В данном случае это вряд ли возможна.
и так, в исходном состоянии С1 разряжен.
Напряжение на входах D1.1=лог.0.
Так же и на выходе D1.4. Транзистор VT1 закрыт, реле К1 выключено.
Фары не горят.
При включении зажигания на анод VD1 поступает напряжение от замка зажигания.
Конденсатор С1 заряжается через R2.
Напряжение на С1 плавно поднимается и в какой-то момент достигает порога логического элемента D1. В этот момент на выходе D1.4 появляется лог.1, VT1 открывается, реле К1 своими контактами включает фары. Время задержки включения фар после включения зажигания зависит от сопротивления R2. Величина R2 уточняется при налаживании схемы.
После выключения двигателя диодVD1 закрывается нулевым напряжением на выходе замка зажигания. Конденсатор С1 начинает разряжаться через R2+R1. Сопротивление R1 относительно высоко, поэтому на разрядку С1 до логического порога уходит по времени 5-10 минут. После того как порог будет достигнут, на выходе D1.4 устанавливается ноль. Реле К1 выключает фары.
Время задержки выключения фар зависит от сопротивления R1.
Величена R1 уточняется при налаживании.
По питанию Схема подключается к аккумулятору, то есть, к не выключаемой цепи питания.
анод диода VD1 подключают к выходу замка зажигания, к тому контакту с которого напряжение поступает на систему зажигания или на точку включения инжектора. Не путайте с клеммой стартера, так как в этом случае схема работать не будет,-фары либо вообще не включатся, либо выключатся после пуска ДВС.
Почти всё (кроме реле) монтируется на одной простой печатной плате. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К561ЛЕ5 или аналогом импортным ( CD4001, CD4011) Реле К1 - стандартное реле звукового сигнала машин ВАЗ .
Замыкающие контакты реле необходимо подключить согласно электросхеме автомобиля, так что бы они включали фары ближнего света.
Диоды можно заменить практически любыми кремниевыми общего назначения например КД521,КД105,1N4148.
Транзистор VT1 -КТ815 или КТ817, КТ604.
Все конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16v но лучше на 25v.
Налаживание схемы.
Подбором сопротивления R2 устанавливаем величину задержки включения фар после включения зажигания.
Подбором сопротивленияR1 устанавливаем величину задержки выключения фар после выключения зажигания.

 Скачать печатку

Радиоконструктор 2010 №11
стр. 45
Автор : Максимов С.И.



   
delta24 # 1
 
 
печатка есть если кому надо пешите дам файл.


   
dmitromakar1 # 2
 
 
якшо таку схему поставити мені на камаз де 400ватт света фар(стара кабіна з фарами і новий бампер тоже з фарами ) і це не щитая задніх фанарів то через пару остановок требабуде харошу бригаду пациків шоб його толкнути
happy
хоча в старого така фігня на тойоті стоїть трохи тривожно бо колись були на рибалкі і я сів в його машину похавати вставив ключі в зажиганіє шоб послухати радіо і коли з машини вийов поставив на сігналізацію а подфарніки то горят і хто не знає тот шукає як виключити іх як і я шукав angry но включаються вони самі тільки темну пору доби і виключити вручну їх не реальна без паяльніка


   
andrej_m # 3
 
 
сомнительная функция: 5-10 минут после выкл. зажигания…
секунд 15-30,чтобы дойти куда в темноте - куда не шло.


   
Electronik # 4
 
 
попал на этот сайт тока потому что хочу автоматизировать работу фар. но не на стока тупо и не осознанно. зачем ставить микруху, если можно было обойтись обычным транзистором? Думаю над своей конструкцией дальше…


   
vit_al # 5
 
 
Схему можно малость упростить. Выкинуть реле вместе с биполярником, а на его место установить мощный полевик типа ILRF 2905 или IRF9Z34 ну и т. д. Да и вообще, К561ЛА7 универсальная микра.


   
вс # 6
 
 
а не кто не подскажет как все это запустить под 24 вольта?


   
zaa-1978 # 7
 
 
да не вопрос! поменяй сопротивление р3 на ом 300 и желательно между 7 и 14 ногами поставить стабилитрон на 5 вольт! и заменить реле на 24вольтовое! вот и всё! biggrin


   
вс # 8
 
 
вот спасибо. на грузовик буду делать. biggrin


   
zaa-1978 # 9
 
 
глянь по даташиту какое у микрухи рабочее напряжение питания вот такой и стабилитрон поставиш!


   
kalichak # 10
 
 
Отлично! Пригодны для включении ксеноновых ламп,чтобы не нарушать напряжении блока питания для ксенона при пуска стартера. Спасибо автору!


Обновления

Сообщения ФорумаОтветов
3D Модели для Авто0
Бакометр 2335
Touch Start-Stop Engine.587
Кодграберр17
Исправляем AVR фьюзы при помощ …109
Бакометр - измеритель остатка…4
IR конструктор на PIC12F62977
Универсальное зарядное устройство103
бaкoмeтр1974
Двунаправленный автомобильный…2
Программатор GENIUS G8401
Светодиодный тахометр34
Индикаторы ГРИ ИН1 - ИН141
Multiprog1
Управляющая программа LED CUB959
Универсальное зарядное устройство9
Изготовлю печатные платы29
Простой автоматический выключа…25