Основными элементами
конструктивной схемы электрической машины переменного тока, показанной на
рисунке, являются:
1)Статор — имеет вид цилиндра, набранного из листов
электротехнической стали. На внутренней части цилиндра имеются продольные пазы,
в которые уложена обмотка статора.
2)Ротор — этот элемент может быть выполнен
явнополюсным или неявнополюсным. В первом случае на валу ротора насажена
массивная многоугольная крестовина (число граней — по числу полюсов ротора). В
пазах этой крестовины закреплены полюса ротора, на которых насажены катушки
обмотки ротора. Во втором случае ротор выполняется цилиндрическим (шихтованным
или массивным). На его наружной части расположены продольные пазы, в которые
укладывают обмотку ротора.
3)Передний и задний подшипниковые щиты — это круглые
щиты, закрепленные на статоре. В их центральной части устанавливают подшипники
качения, в которых вращается вал ротора. Если электрическая машина имеет
большую мощность и массу, то для нее предусматривают подшипники скольжения,
которые располагают в отдельных выносных стояках, установленных на общем с
машиной фундаменте. В этом случае подшипниковые щиты называют наружными щитами.
Они ограничивают внутренний объем машины, что необходимо в целях создания
системы охлаждения электрической машины, защиты от пыли и т.п.
4)Вал машины объединяет в единое целое все элементы
вращающейся части. На валу насажены собственно ротор, крылатка вентилятора, в
машинах постоянного тока — коллектор, в синхронных генераторах — контактные
кольца и т.д. Для крупных машин на одном валу может быть смонтирован
возбудитель.
5)Коробка выводов обмоток машины. Она обычно закреплена на
статоре или на корпусе (7) машины, если сердечник статора расположен внутри
корпуса (коробка выводов на рисунке не показана).
6)Воздушный зазор между сердечниками статора и ротора.
7) Другие, более мелкие
элементы конструкции: лапы для крепления машины на фундаменте; рым-болт — для
подъема машины; щеточное устройство для электрического соединения обмотки ротора
с внешней сетью; крышки подшипников; муфта на валу — для соединения вала машины
с первичным двигателем у генератора или с исполнительным механизмом у двигателя
и др.
|