Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу предложить Вашему вниманию простое, но очень полезное на мой взгляд устройство. Идея его создания вынашивалась у меня давно. По роду своей профессии мне приходится резать автомобильные провода, и бывает, что выгоревший переключатель оборотов отопителя или сгнивший блок резисторов полечить весьма проблематично. Если завод-изготовитель применил электронный вариант регулировки, то вылетевший блок стоит недешево, да и алгоритм работы различных устройств климат-контроля по моему субъективному мнению далеко не совершенен. Для чего, скажите, там энергонезависимая память? Меня всегда достает, когда включаешь зажигание что-нибудь протестить, и ни с того ни с сего начинает работать вентилятор, а если еще и АКБ при этом разряжена (технику просто так в ремонт не отдают), то вообще красота. Но это, повторюсь, мое субъективное мнение. Итак, решено. Создаем свой вариант. Технические условия следующие:

1. Простота.

2. Недороговизна.

3. Доступность элементной базы.

4. Никакой энергонезависимой памяти.

5. Включить простым поворотом регулятора.

6. Выключить, повернув регулятор в обратную сторону или нажав кнопку.

7. Видеть глазами ступень регулировки (для блондинок и не только).

Почему на энкодере? Думаю, про качество контакта ползунка потенциометра не надо объяснять, да и 21-й Век за окном. Итак, схема работает следующим образом: порт В3 — аппаратный ШИМ. По входу INT организовано прерывание. Порт А4 – кнопка, при нажатии которой ШИМ обнуляется. Программа составлена так, что импульсы на выходе контроллера ступенчато и равномерно увеличивают длительность от нуля и почти до максимума за 10 щелчков энкодера. Мне показалось это оптимальным вариантом в плане пользования и удобно выводить на циферки. Если крутить обратно, импульсы таким же образом укорачиваются, а что бы зря не простаивала кнопка, она задействована для того, что бы выключить мотор одним движением. Каждый режим отображается соответствующей цифрой на индикаторе, но так как на нем нет цифры 10, горит 9 с точкой. Ну извините…

Обобщим алгоритм работы: Включили зажигание — на индикаторе 0. Покрутили вправо — мотор включился, обороты увеличили до нужного значения. Покрутили влево — обороты уменьшили, можно опять до 0. Нажали кнопку или выключили зажигание — все обнулили. Можем при этом смотреть на циферки и радоваться. Ура.а.а.а…

Схема:

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

Схема вариант 2:

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

О деталях. Энкодер без опознавательных знаков, был куплен у любителей риса за пару $ пол-литровая банка, за один полный оборот он делает 10 щелчков. Я думаю, не принципиально, какой применить, работать будет любой, лишь бы пользоваться было удобно. Драйвер полевика был бессовестно слизан где-то в нете, хоть расстреляйте — не смогу вспомнить где. Прошу понять и простить… Полевик был выпаян с дохлой материнки. Если кто захочет применить устройство в грузовике, не забудьте, что там на борту 28 вольт, нужен полевик на большее напряжение. Контроллер применен такой, потому что он у меня был. В качестве частотозадающего элемента установлен керамический резонатор, купленный у китайцев (без них совсем пропадем) за пару $ пол-ведра. Конденсатор С7 припаян прямо к ножкам контроллера со стороны печатных проводников. Программа написана на Бейсике, исходник прилагается.

Исполнение. Первый и пока единственный экземпляр было решено изготовить и установить в Пассат В3, принадлежащий соавтору софта для контроллера очаровательной блондинке Валентине. Задача стояла ничего не поломать и обойтись минимальным вмешательством в штатную электропроводку. Свободного места на панели практически нет, поэтому пришлось поизвращаться и втиснуть энкодер с индикатором в корпус штатной заглушки. Со схемой управления, поместившейся в корпус от мобильной зарядки, все это соединяется шлейфом, позаимствованным с платы кинескопа бывшего монитора. Ну а драйвер с полевиком пришлось щемить в блок штатных резисторов, который стоит в продуваемом канале возле моторчика. С одной стороны это удобно, т.к. туда приходят все силовые провода (ток потребления двигателя 10 Ампер на максимальных оборотах). С другой стороны в процессе мекетирования и наладки устройства с реальным моторчиком довольно ощутимо грелся диод D1, после чего он был заменен на подвернувшийся FR607. Одним проводком все это соединено с блоком управления, из которого выходят еще два проводка для подачи питания. 

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

платы

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере 

все не собрано

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

 все собрано

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

штатный блок гасящих резисторов

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

после доработки.

 

Печатные платы нарисованы вручную. Они простенькие и индивидуальные для данной модели, поэтому приводить их не вижу смысла. Ну и результат работы:

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере

регулятор на месте, остальное красиво спрятал

 

За качество фотографий прошу сильно не пинать, как смог…

В заключении хочу выразить огромную благодарность члену семьи (фото 7), оказавшему неоценимую помощь при изготовлении этого устройства. Помощь выражалась в том, что в подходящий момент под локоть держащей паяльник руки тыкался мокрый нос, воровалась из-под рук отвертка, попытка этой отверткой что-то покрутить и многое другое, за что и была выдана вкуснокосточковая премия.

 

меня зовут (прошу не смеяться) Валет.

 

Регулятор оборотов отопителя на энкодере


 

Ну а теперь можете поругать.

P.S. Четвертый день, полет нормальный!

Скачать [15,75 Kb] (cкачиваний: 1001) прошивку, исходник, печатную плату и схему
Скачать [5,48 Kb] (cкачиваний: 678) прошивку, исходник - версия 2


   
Justolik # 31
 
 
Тема заглохла?
Мне б тоже прошивку под ОА… И неясно, можно ли использовать обычный кварц вместо керамики?


   
Дмитрий68 # 32
 
 
Катод индикатора куда подключать , на схеме не указано .


   
kebalba # 33
 
 
А если моторчик не на 12в, можно ли используя эту схему питать мотор 18-24в???

Спрашиваю потому, что для этого мотора собрал схему ШИМ на 555таймере и мне не понравилось(

Горит внутренний транзистор таймера и мотор издает ультразвук!


   
Ingvar # 34
 
 
Здравствуйте, коллеги! Как же долго я отсутствовал, прошу прощения. Kebalba,силовую часть можно впихнуть куда угодно. Можно ли кварц вместо керамики - спросите у самого контроллера wink . У Джека (посты где-то выше)есть старт мотора не от нуля, наша общая доработка, там же и ОА должен быть. Не поленитесь спросить, а то я опять могу надолго пропасть, уж извините - жизнь есть жизнь.


   
Dmitrij4 # 35
 
 
Классная схема, переделал жене её ногте точилку. Работает шикарно. Она довольна как слон, на малых оборотах мотор не сильно теряет обороты от нагрузки. Автору огромное человеческое спасибо.


   
sparic # 36
 
 
Ingvar, огромная Вам благодарность на конструкцию! Это именно то, что я искал для управления своей микро дрели. Заказал контроллер smile . Изначально планировал вот эту:
https://www.drive2.ru/c/2700931/ комбинацию из 2-х схем, но собрал и как то не понравилась работа, преобразователь энкодера в импульсы на PIC12F675 работает с пропусками и только на низкой скорости вращения, а на самом регуляторе на Attiny2313 зашита в прошивку память на положение при выключении питания и имеется что то вроде заставки в виде включения всех сегментов индикатора на пол секунды.


   
3_Faza # 37
 
 
Спасибо за статью! То что надо!


Обновления

Сообщения ФорумаОтветов
3D Модели для Авто0
Бакометр 2335
Touch Start-Stop Engine.587
Кодграберр17
Исправляем AVR фьюзы при помощ …109
Бакометр - измеритель остатка…4
IR конструктор на PIC12F62977
Универсальное зарядное устройство103
бaкoмeтр1974
Двунаправленный автомобильный…2
Программатор GENIUS G8401
Светодиодный тахометр34
Индикаторы ГРИ ИН1 - ИН141
Multiprog1
Управляющая программа LED CUB959
Универсальное зарядное устройство9
Изготовлю печатные платы29
Простой автоматический выключа…25